Ваше имя (обязательно)

Ваш телефон (обязательно)

Новости

КС   КС поправил суды в оценке прав              льготников

Сегодня Конституционный суд РФ своим постановлением дал новое толкование применению мер социальной поддержки на примере молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сообщает пресс-служба КС.
КС рассмотрел жалобу на положения правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья. Поводом для рассмотрения дела стало обращение жительницы Коряжмы Архангельской области Елены Дурягиной.
В 2008 году семья Дурягиной из трех человек встала на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по подпрограмме обеспечения жильем молодых семей. Затем в семье родился второй ребенок, и средства материнского капитала были использованы для погашения жилищного кредита. В октябре 2011 года мэрия Коряжмы исключила семью заявительницы из списка молодых семей – участников программ по обеспечению жильем в связи с использованием средств материнского капитала на улучшение жилищных условий. Суды подтвердили законность решение администрации, полагая, что семья уже реализовала свое право на улучшение жилищных условий за счет средств материнского капитала.
Согласно правилам, одним из оснований для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета. Суды подтвердили законность решения городской администрации, полагая, что семья реализовала свое право на улучшение жилищных условий за счет средств материнского капитала.
По мнению заявительницы, оспариваемое положение нарушает ее право на жилище и противоречит конституционному принципу равенства. Согласно действующим правилам при приобретении жилья участники подпрограммы могут использовать средства материнского капитала. Так, семьи, реализующие указанные меры социальной поддержки одновременно, получают их в полном объеме. Однако те, кто использовал материнский капитал на улучшение жилищных условий до получения социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в рамках данной подпрограммы, лишаются мер социальной поддержки по программе обеспечения жильем молодых семей, и ставятся в худшее положение по сравнению с семьями, реализующими указанные меры социальной поддержки одновременно. Оспариваемое положение, по мнению заявительницы, противоречит ч. 2 ст. 6, 7, частям 1 и 2 статьи 19, ч. 1 ст. 38, 40, ч. 2 ст. 55 Конституции РФ.
КС заключил, что социальная выплата, предоставляемая в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и выплата средств материнского капитала имеют различное предназначение в системе социальной защиты семьи.
Средства материнского капитала предоставляются, чтобы стимулировать улучшение демографической ситуации в стране. Эта выплата является дополнительной мерой поддержки семьи при рождении в семье второго и последующих детей. Средства материнского капитала могут быть использованы семьями в конкретных целях, в том числе для улучшения жилищных условий.
Социальная выплата, предоставляемая в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», по своей правовой природе является мерой государственной поддержки молодых семей, направленной на создание условий для осуществления ими конституционного права на жилище.
Понимание оспоренного нормативного положения, не учитывающее различное предназначение этих мер социальной поддержки, по мнению КС, приводит к неоправданной дифференциации граждан, относящихся к одной категории. Такое истолкование ограничивает семьи, направившие средства материнского капитала на улучшение жилищных условий до получения выплаты в рамках подпрограммы, в праве на предоставление им повышенной социальной защиты в связи с рождением второго и последующих детей, в том числе в виде обеспечения жильем, и ставит их в худшее положение по сравнению с теми молодыми семьями, которые реализовали право на дополнительные меры социальной поддержки в виде материнского капитала иным образом.
Установленные правилами условия предоставления мер социальной поддержки не предполагают возможности отнесения материнского капитала к числу иных форм государственной поддержки, которые аналогичны социальной выплате на приобретение жилья.
Таким образом, постановил КС, оспоренное положение не противоречит Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагает исключения из числа участников подпрограммы молодой семьи, которая направила средства материнского капитала на улучшение жилищных условий до получения социальной выплаты на приобретение жилья. А дело заявительницы подлежит пересмотру.