Ваше имя (обязательно)

Ваш телефон (обязательно)

Новости

Покупаем готовый бизнес, обходя подводные камни

DK.RU    21.10.2015 17:21 Бизнес Автор: Александр Беляев

мое фотоВ покупке компании, которая уже работает на рынке, есть много преимуществ перед открытием нового дела. Но еще больше – опасностей, о которых многие предприниматели и не подозревают.

Генеральный директор юридической компании «Статский советник» Елена Хасиева ответила на вопросы «Делового квартала», как можно в Ростове приобрести готовый бизнес, избегая лишнего риска. - Какие опасности подстерегают покупателей готового бизнеса?

- Покупка бизнеса бывает привлекательной и для начинающего бизнесмена, и для того, кто хочет диверсифицировать или расширить свое дело. Это экономит время выхода на рынок – есть пути выхода на покупателя, обученный персонал, клиентская база и так далее. Казалось бы, все это привлекательно, но существует множество «подводных камней» — как финансовых, так и юридических, — на которые натыкаются покупатели.

- На что в первую очередь стоит обратить внимание?

- Прежде чем решиться на покупку готового бизнеса, надо провести его тщательную проверку.

- Как же бизнесмен, если он не юрист и не финансист, может это сделать?

- Никак. Если он начнет это делать самостоятельно, то может сильно проиграть. Есть поговорка: «Не экономьте на юристах, экономьте вместе с юристами». А для проверки финансовой части нужен грамотный оценщик. В юридической части можно все можно точно проверить и выяснить реальное положение дел. С финансовой стороной дела сложнее. Ни для кого не секрет, что многие предприятия ведут «серую», а то и «черную» бухгалтерию. И, каким бы опытным не был аудитор, он может не получить всю необходимую документацию. В большинстве случаев продавец бизнеса завышает прибыль, занижает расходы и издержки. Если бухгалтерия ведется непрозрачно, то установить это очень сложно, практически невозможно.

- Это можно выяснить только потом, в ходе работы?

- Да, и вот поэтому нужна грамотная работа юриста. В договоре купли-продажи или в предварительном соглашении надо прописать последствия, которые наступают в случае предоставления продавцом необъективной информации. Возвращаясь к финансовой стороне дела: что нужно обязательно проверить? Доходную и расходную части. Грамотный оценщик знает «кухню», понимает, какие документы надо найти. Потом просмотреть хотя бы финансовые отчеты за несколько лет. Нужно изучить рынок сбыта, работу поставщиков, проверить оборудование. Для всего этого нужны специалисты. Если я, например, приду проверять оборудование, я увижу лишь то, крутятся колесики или нет. Если вы идете проверять работу, например, ресторана, то надо взять с собой опытного повара или другого специалиста в этом деле. Обязательно надо выяснить, были ли судебные процессы с участием покупаемого предприятия, есть у него задолженность по налогам. Эта информация доступна. Но есть и другая информация, которую можно получить только из специальных источников. К счастью, в Ростове есть компании, которые имеют законный доступ к закрытой информации и их услугами можно воспользоваться.

- Предположим, что предприятие проверено, и я решил его купить. Как это сделать?

- Есть несколько способов. Один из них – замена учредителей (в случае с ООО или акционерным обществом). Самый простой способ. Единственный минус – сохранение старой кредитной истории. Но есть большие плюсы: не надо получать заново пакет учредительных документов, лицензии и так далее. Иногда старый собственник  хочет сохранить долю в предприятии. В таком случае можно приобрести пакет акций или долю в уставном капитале, а не весь бизнес. Но здесь есть такой момент: психологическая опасность, что предприятие будет саботировать нового собственника, или то, что старый собственник не захочет уступать «место у руля»  своему новому партнеру. Второй вариант – создание нового юридического лица и передача ему всех активов. Здесь не остается никаких «хвостов», но появляются все налоги, которые надо заплатить при купле-продаже, и необходимость заново оформлять  все учредительные документы и лицензии. Есть еще продажа через ликвидацию предприятия, так называемое «дружественное банкротство».

- Как обезопасить себя при совершении сделки?

- Бывает, что продавец препятствует тщательной проверке документов, беседам с персоналом и так далее.

- То есть просто не дает нужные документы?

- Проверку, понятно, надо проводить до совершения сделки. Продавец говорит: «Вы, может быть, хотите не купить, а выведать мои коммерческие тайны». Такое, в самом деле, бывает.

- Помехи проверке должны насторожить покупателя?

- Да, и не только насторожить. И если чувствуете, что поведение продавца вам не нравится, лучше не рисковать, а поискать другой бизнес.

- Но если мне все-таки хочется купить именно этот бизнес, но что-то настораживает, как избежать опасности?

- Все нюансы обязательно должны быть прописаны в договоре купли-продажи. Сначала мы вносим задаток…

- На какой стадии это надо делать?

- После того, как достигнута предварительная договоренность с собственником бизнеса. А перед внесением задатка стоит подписать соглашение о намерениях, в котором продавец должен указать основные показатели работы компании. И там же указать, что в случае несоответствия данных действительности задаток возвращается в двойном размере. А можно определить сумму сделки в зависимости от результатов проверки и написать, что по результатам проверки цена может быть снижена на определенный процент. Еще вариант: договориться, что цена будет определена по итогам полной проверки. До того, как перейти к составлению документов и заключению сделки, обязательно должна быть проверена юридическая документация; кадровая; документы, регулирующие внутреннюю деятельность предприятия для того, чтобы позже продавец не мог оспорить сделку.

- Что именно должен проверить юрист?

- Это должен быть квалифицированный специалист. Есть нюансы, которых покупатель может не заметить. Например, оплачен ли полностью уставной капитал. Если компания существует лет десять, то мало кому придет в голову, что уставной капитал может быть не внесен. А такое случается. Или соответствует ли состав учредителей, указанных в документах, тем собственникам, у которых вы покупаете предприятие. Бывает, что прежние собственники продали бизнес много лет назад, а изменения в учредительные документы не внесены. Это может повлечь признание сделки недействительной. Обязательно надо проверять правомочия лица, с которым заключаете сделку. Предположим, вы договариваетесь с генеральным директором, все проверки провели, заключили договор. Подпись, печать – вроде бы, все нормально. А потом выясняется, что по уставу компании крупные сделки (а в том, что продажа предприятия – крупная сделка сомневаться не приходится) совершаются только по решению собрания учредителей. Все – сделка недействительна. Непременно надо проводить анализ разрешительных документов – лицензий, сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, разрешения на наружную вывеску и многое другое. Например, мало кто знает, что деятельности турагентства обязательно санитарно-эпидемиологическое заключение. На все эти нюансы специалист должен обратить внимание инвестора. Нужно проверить документы на движимое и недвижимое имущество, проверить, на кого оформлены активы. Необходимо анализировать договоры с контрагентами – поставщиками, субподрядчиками. Если продавец отказывается предоставить эти или другие документы, лучше всего отказаться от заключения сделки. И на всех этапах вплоть до подписания договора должен присутствовать юрист. От его квалификации и внимательности зависит очень многое.

- А он несет ответственность, если что-то недосмотрел?

- По закону о защите прав потребителей он несет ответственность за качество оказанной услуги.